В любом деле для достижения высоких результатов нужна тренировка. Художник тренирует глазомер, спортсмен – силу и ловкость. Учитель и актер тоже совершенствует свое мастерство, но прежде всего он учиться красиво говорить – правильно и четко выговаривать звуки в словах.
В русском языке есть легкие звуки. Слова с такими звуками даже младенцу под силу. Любой произнесет «мама», «папа»… Но не каждый сразу выговорит «рак», «рыба», «жжется». Чтобы научиться быстро и четко выговаривать слова с такими звуками, существуют специальные упражнения – языколомки и скороговорки. Их нужно научиться говорить быстро, без запинок, несколько раз подряд. Ежедневная тренировка не повредит даже взрослым. Правильно и красиво говорящего человека приятно слушать всем.
Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками.
В скороговорках не должно быть звуков, которые ребенок произносит дефектно. Это обязательное условие!
Работу следует начинать с легких скороговорок, постепенно добавляя сложные.
Обязательно объяснять ребенку значение непонятных слов.
Чтобы облегчить запоминание и выразительное произнесение скороговорки, следует определить ее смысл, конкретные жизненные обстоятельства, которые оправдывают многократное повторение. С этой целью можно использовать мнемонику.
Как обучить детей скороговоркам?
Шаг первый. Забываем о том, что фраза произносится быстро. Проговариваем ее малышу четко и просим так же отчетливо повторить. Можно учить буквально по одному словечку.
Шаг второй. Ребенок, наконец, запомнил скороговорку, и теперь можно поиграть в произнесении без звука.
При этом должны работать губы, зубы, и язык, только голоса подавать не нужно. Можно обозвать это общением рыб в реке или придумать что-нибудь другое.
Шаг третий. Четкое произнесение скороговорки шепотом. Теперь минимальный звук должен быть, но надо следить, чтобы ребенок не срывался на громкий голос и не шепелявил
Четвертый шаг будет заключаться в рассказывании скороговорки медленно и с выражением
Пятым шагом станет игра с интонацией. Можно попробовать произносить то вопросительно, то восторженно, то задумчиво или напевно, а то с угрозой, словно кого-то ругаешь. Особенно это пригодится будущим актерам.
Шестой шаг. Нужно сделать эту фразу собственно скороговоркой. Здесь уже надо добиваться скорости произнесения
Когда все этапы будут пройдены, останется только последний штрих – составить своеобразный «поезд», то есть произнести скороговорку несколько раз подряд без перерывов. При этом стараться не запинаться.
Шла Поля по полю. Рядом кони топали.
Стрекочет сорока на сосне высоко.
В домик у речки по тонкой дощечке
Спешат две овечки погреться у печки.
В кладовке кадушки. В кадушке квакушка.
Квакнули квакушки – лопнули кадушки.
На дереве терем для тетерева. Терем для тетерева из дерева.
Пригласил тетерев в гости тетерь, да забыл тетерев отворить дверь.
Божью коровку закрыли в коробку
Открой коробку – освободи коровку.
Две очень милых мышки с утра читали книжки.
И за день эти крошки изгрызли книжки в крошки.
Выбросил дед валенки. Нашел мышонок маленький.
Взял иголку, залатал – до весны в них топотал.
материал подготовила учитель-логопед Толмачева Татьяна Юрьевна |