Дошкольный возраст занимает место между ранним и
младшим школьным возрастом (от 3 до 6-7 лет) и имеет исключительно важное
значение для развития психики и личности ребенка. Его еще называют
"возрастом игры", поскольку именно игра является ведущей деятельностью
этого возраста. Внутри дошкольного возраста выделяют 3 периода:
младший дошкольный возраст (3-4 года), средний (4-5 лет) и старший (5-6/7 лет). В младшем дошкольном возрасте основным
содержанием игры является воспроизведение предметных действий людей, которые не
направлены на партнера или на развитие сюжета. В среднем – главным содержанием
игры являются отношения между людьми, это возраст максимального расцвета
ролевой игры. Здесь действия выполняются уже не ради действий, но как способы
регулирования социально-ролевых отношений с другим или другими. Введение сюжета
и игровой роли значительно повышает возможности ребенка во многих сферах
психической жизни. В старшем дошкольном возрасте главным
содержанием игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя
роли. Игровые действия сокращаются, обобщаются и приобретают условный характер.
Ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами. Помимо игровой, для дошкольного возраста
характерны другие формы деятельности: конструирование, рисование, лепка,
восприятие сказок и рассказов и пр. Можно наблюдать также элементы трудовой и
учебной деятельности, хотя в развитой форме учения и труда у дошкольника еще
нет. Дошкольный возраст – период фактического
складывания личности и личностных механизмов поведения, мотивы и желания
ребенка начинают складываться в иерархическую систему. В этом возрасте ребенок
переходит от импульсивного, ситуативного поведения к личностному,
опосредованному каким-то представлением или образом. Образ поведения и образ
результата действия становятся образцами и регуляторами в собственной
деятельности ребенка. Это ярко проявляется в рисовании и конструировании: от
спонтанных действий и подражания готовым образцам дети переходят к созданию и
воплощению собственных замыслов. К концу дошкольного возраста управление своим
поведением становится предметом сознания самих детей, что знаменует переход на
новую ступень в развитии произвольности и самосознания. Дошкольный возраст – период наиболее
интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые
являются здесь основными формами познания. Для него характерны внеситуативные
речевые формы общения со взрослым. Более богатым и содержательным становится
общение детей друг с другом. Сверстник для дошкольника становится более
предпочтительным партнером по совместной деятельности, чем взрослый. В этот
период начинает формироваться мораль, и дети относят поступки и качества людей
к моральным категориям и дают им оценку. Дошкольный возраст – сенситивный период для
развития многих человеческих способностей, усвоения знании и умении, поэтому
дошкольное обучение и воспитание является традиционным и развитым направлением
педагогики. Возраст от 2 до 5 лет – время наиболее бурного развития ребенка.
Недаром Л.Н. Толстой писал, что именно в этом возрасте он "приобрел так
много, так быстро, что во всю остальную жизнь не приобрел и одной сотой
того". Однако обучение в дошкольном возрасте имеет свою
ярко выраженную специфику. Ребенок на этом этапе уже может учиться по программе
взрослого (учителя), однако лишь в том случае, если программа учителя
становится его собственной программой, т. е. насколько он принимает ее.
Дошкольник делает только то, что он хочет делать, поэтому все формы и методы
обучения в дошкольном возрасте так или иначе связаны с игрой.
|