Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - Детский сад № 224»

Кемеровская область - Кузбасс, г. Новокузнецк, ул. Кирова 81а

  Сведения о ДОУ  
  Фонд  
  Категории раздела  
Новость [286]
Пресс-релиз [4]
Объявление [15]

ПЕДАГОГ - ПСИХОЛОГ

Воложенина Оксана Юрьевна

 

образование: высшее профессиональное НГОУ ВПО КузГПА специальность «Дошкольная педагогика и психология», квалификация «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии», 2006 год

квалификационная категория: 

педагогический стаж: 19 лет

моя страница: 

Девиантное поведение у детей дошкольного возраста

     Всем известно, что «преступниками не рождаются, преступниками становятся». Ведь именно сочетание неблагоприятных биологических, социально-психологических, семейных и других факторов искажает весь образ жизни детей и приводит к разным формам девиантного поведения.

            Что такое девиантность?

Девиантность – это отклонение от нормы.

Девиантное поведение – это система поступков, противоречащих принятым в обществе нормам. Это поведение может быть обусловлено как педагогической запущенностью, невоспитанностью, так и психическими отклонениями: неадекватностью реакций, ригидностью, негибкостью поведения, склонностью к аффективным реакциям.

К детям с девиантным поведением относятся: 

Агрессивные дети могут проявлять физическую агрессию (драки, разрушительное отношение к вещам, дети ломают нужные вещи, поджигают их); вербальную агрессию (оскорбляют, дразнят, ругаются). Возникшие конфликтные ситуации во взаимодействии детей часто приводят к изоляции ребенка от коллектива, тем самым препятствуя полноценному развитию его личности. Выделяют две наиболее частые причины агрессии: боязнь быть травмированным, обиженным; пережитая обида, душевная травма. 

Вспыльчивые дети – те, которые могут устроить истерику, расплакаться, разозлиться, но агрессии при этом не проявляют. Такие приступы необходимо попытаться предупредить.

Пассивные дети – взрослые не видят никакой проблемы в пассивном поведении детей, считают, что они просто отличаются хорошим поведением. Ребенок может быть несчастным, подавленным или застенчивым. Подход к таким детям должен быть постепенным. Тихое поведение ребенка – чаще всего реакция на невнимание или неурядицы дома.

Гиперактивные дети -  дети с чрезмерной психической и моторной активностью, они отличаются повышенной импульсивностью и невнимательностью; такие дети быстро отвлекаются, их легко и обрадовать, и расстроить.

Дисфория - расстройство настроения с акцентированием на раздражительность и агрессивность. Ребенок становится вечно недовольным, угрюмым, тоскливым, злобным, резким и неуступчивым.

Причины девиантного поведения у дошкольников разнообразны и сложны и, выявить одну бывает очень сложно. Чаще всего в основе проблемного поведения ребёнка лежит несколько мотивов

Медико-биологические причины отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста. Данную группу причин девиантного поведения детей можно разделить на три группы:

 – наследственные. Наследственные причины вызваны поражением генов, наследственными заболеваниями, влияющие на формирование мозга. Наследственные или генетические причины — те, которые передаются по наследству. Примером таких отклонений являются дети с ЗПР, дети с расстройствами слуха.

 – врождённые.  Медико-биологические причины девиантного поведения ребенка объясняются внутриутробными поражениями плода во время беременности.

 – приобретённые причины. Приобретённые причины возникают в процессе жизни ребёнка. Это могут быть: и черепно-мозговая травма, и соматические, и нервные заболевания, и хронические болезни с осложнённым течением.

 Социально-психологические причины отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста. К одной из данных причинам возникновения девиантного поведения в детском возрасте можно отнести семейное неблагополучие.

Психологи выделяют несколько видов неблагополучных семей:

неполная, где воспитанием ребёнка занимается кто-то один из родителей;

конфликтная семья, для которой характерны постоянные психологические конфликты и общение на повышенных тонах;

семья «алкоголиков»;

асоциальная семья, в которой родители своим негативны м поведением показывают негативный пример своим детям;

формально-благополучная семья.

Несмотря на то, что психологическая картина этих семей различна, а вот стили воспитания могут совпадать: это может и безнадзорность, и жесточайшие наказания, и гиперопека, и неприятие ребёнка. Неблагоприятная семейная обстановка и неправильные методы воспитания, отсутствие общего языка с родителями, неумение налаживать отношения с окружающими- всё это может стать предпосылкой девиантного поведения ребёнка дошкольного возраста.

Психолого-педагогические причины отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста. К этим причинам относятся:

 недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка,

искажение взрослыми представлений ребенка о нормах поведения,

вседозволенность со стороны родителей,

отрицательный пример взрослых,

злоупотребление запретами,

отсутствие учета возрастных и индивидуальных особенностей детей,

педагогическая запущенность детей.

Необходимо помнить, что в период дошкольного детства ребенок переживает два кризиса, которые оказывают влияние на формирование личности ребенка. Эмоциональное неблагополучие во время кризисных периодов приводит к различным типам девиантного поведения.

Выделяют 3 типа девиантного поведения

I тип поведения: неуравновешенное, со вспышками агрессии и гнева, с драками; характерно для быстровозбудимых детей.

II тип поведения: устойчивое негативное отношение к общению. Такие дети сдержаны в поведении, но обидчивы, не хотят ходить в детский сад.

III тип поведения: присутствие многочисленных страхов, нежелание общаться.

Детское воровство

«Детское воровство» отличается от взрослого тем, что ребенок не может еще в полной мере осознать, насколько плохо поступает. В его представлении от просто берет то, что ему нравится. Поэтому детям нужно объяснять, в чем заключается их ошибка.

Маленькие дети воруют из любопытства, в их систему ценностей еще не входит воровство как деструктивное поведение. Среди мотивов, толкающих дошкольников на воровство, возможны следующие:

  • Желание владеть чем – либо (чаще всего игрушкой);
  • Желание сделать приятный подарок кому-то из близких;
  • Желание привлечь внимание сверстников;
  • Желание отомстить кому-либо.

Все эти причины не имеют криминальной подоплеки. Маленький ребенок еще не способен понять, что такое собственность. Он активно исследует окружающую его среду, знакомится с миром, и в нем все «принадлежит» ему. Считается нормальным, если ребенок 3-5 лет что-то приносит домой с улицы (совок из песочницы, машинку из детского сада ). Это пока не воровство, а просто социальная незрелость.  Главное здесь не полениться и вместе с ребенком вернуть то, что он взял.

Ошибка ребенка – это родительская ошибка, что, как правило, не хотят признавать сами родители. Не объяснили ему вовремя, что хорошо, что плохо, не откликнулись на его просьбу, не заметили, что он стал скрытным и неразговорчивым – ждите рано или поздно «грозы».

Именно слабое развитие воли и нравственных представлений чаще всего отличает воришек 5-7 лет.  Они не могут поставить себя на место «жертвы», не представляют ее чувства. И пока их не призовут к ответу, они часто даже не понимают, что совершили нечто предосудительное. 

Ребенку с ранних лет необходимо объяснять, что такое чужая собственность, что без разрешения брать чужие вещи нельзя, обращать его внимание на переживания другого.

В 6-7 лет детям уже не безразличны способы достижения желаемого, что может проявляться как во вредительстве (украсть у того, кто обидел), так и мести. Во втором случае, ребенок уже хорошо понимает, на что он идет и для чего он это делает.

Дети-дошкольники имеют особенности, которые толкают их на нелогичные поступки:

  • Импульсивность, подверженность сиюминутным порывам, вследствие неразвитой произвольности;
  • Неумение эмоционально предвосхищать поступки;
  • Трудность осмысления нравственных понятий;
  • Осознание своего существования «здесь и сейчас», непонимания временных перспектив.

   В большинстве случаев, причина детского воровства кроется в том, что ребенок чувствует себя одиноким и несчастным. Ему не хватает тепла и ласки, он не может найти друзей среди сверстников. Ребенок отдаляется от родителей, а взрослые чаще предъявляют претензии к поведению ребенка.

    Если у ребенка проблемы, которые он не может разрешить, он может выбирать воровство в качестве средства, способного отвлечь его от  них. Обычно это воровство не «напоказ», а «втайне». Раз «втайне», значит, перемешанное с ложью. Ложь «прячет» воровство, а ребенок в глазах взрослых, начинает выглядеть «плохим».  Такое воровство обычно свойственно уже старшим дошкольникам, которые взрослея, начинают отделяться от своих родителей и пытаются заменить хотя бы часть прежней привязанности к родителям  на новую привязанность к друзьям. Но если не находят таковых, то пытаются привлечь их внимание, раздавая украденное.

   Кроме того, испытывая дефицит любви и ласки, ребенок может украсть вещь у человека, которого он любит. Как будто эта вещь символизирует привязанность ее владельца к ребенку.

   Ребенок может воровать, подражая взрослым или сверстникам. Среди ровесников ребенок не может просто выделяться честностью, когда он знает, что они воруют. Ему приходится быть вровень с ними – и это тоже норма. Поэтому очень важно знать, с кем ребенок дружит, и быть самим предельно честными.

   Дошкольник может украсть, не устояв перед соблазном, когда то, что он ворует, - его несбывшаяся мечта. И даже зная, чем  его поступок обернется, он идет на риск, считая, что даже мимолетное владение предметом стоит отрицательных последствий воровства.

   То, что последствия неизбежны, ребенок усваивает уже около 6 лет, когда хотя бы однажды, становится свидетелем того, как после кражи начинается расследование родителей или других людей. И хочется или нет, - приходится с позором возвращать украденную вещь. Такой урок должен усвоить любой «воришка», чтобы он не превратился в вора.

  Обычно в неблагоприятных семьях воровство ребенка – всего лишь стиль жизни. Но также это может быть, и признаком или симптомом психического отклонения у малыша.

   Детские проступки, как правило, не так опасны для окружающих, как для самого ребенка. Но необходимо следить, чтобы ни один, даже самый незначительный проступок ребенка не оставался незамеченным.

А.С. Макаренко писал по этому поводу,

что первый случай детского воровства – это не воровство,

это «взял без разрешения»,

а потом это делается привычкой, воровством.

Как правильно вести себя с маленьким воришкой

  1. Не устраивать «разборок под горячую руку». Если малыш «не пойман за руку», невзирая ни на какие подозрения следует помнить о презумпции невиновности. Если застали на месте преступления, необходимо выбирать выражения, дать ему понять, как вас это огорчает.
  2. Не обвинять ребенка в краже, даже если кроме него больше некому было это сделать. Спокойно побеседуйте и обсудите ваши чувства, предложите совместно поискать решение  проблемы.
  3. Оставьте малышу путь к отступлению. Если все указывает на то, что вещь взял именно он, но ему трудно в этом сознаться, нужно подсказать, что взятую вещь нужно положить на место. Например: «У нас дома, видимо завелся домовой. Давай-ка поставим ему угощение, он подобреет и вернет нам пропажу».
  4. Развивайте у него эмоциональный интеллект. Научите ребенка вставать на место другого. Он должен уметь сопереживать, задумываться о чувствах окружающих. Объясните смысл выражения: «Поступай так, как хочешь, чтобы другие поступали с тобой».
  5. Украденную вещь необходимо возвращать владельцу, но необязательно заставлять ребенка делать это самостоятельно, можно пойти вместе с ним. Он должен чувствовать, что каждый человек имеет право на поддержку.
  6. Ни в коем случае не бейте ребенка по рукам, грозя сдать его в полицию. Нельзя строго наказывать за это, издеваться или устраивать всеобщие насмешки. Это только ожесточит ребенка и создаст у него стойкое ощущение своей порочности. И вместо того, чтобы отучиться от воровства, он будет стараться тщательнее скрывать, прибегать ко лжи.
  7. Обратите внимание, как в вашей семье хранятся деньги и ценные вещи. Это не должно быть легкодоступным местом. Не провоцируйте ребенка.
  8. Учите ребенка границам собственности. Чем он может распоряжаться по своему усмотрению (дарить, обменивать), а чем нет. Ребенок должен понимать, что есть неприкосновенные  вещи, принадлежащие лично каждому члену семьи.

Профилактика детского воровства

    Профилактика возникновения воровских чувств и наклонностей может быть осуществлена только в раннем детском возрасте. «Устранять» такие качества в более поздних периодах детства бывает очень затруднительно. Поэтому для воспитания ребенка без воровских наклонностей необходимо создавать у него в сознании «антимодель воровства», отвращение и неприятие таких действий, чувство стыда за подобные поступки.

    Наличие у ребенка некоторых личностных качеств может давать основания для подозрения в воровских наклонностях. Например, хитрость, трусость, хладнокровие, бессердечность, лживость, завистливость и др. Но даже при наличии таковых,  дети могут не совершать воровские поступки.

    Чтобы у ребенка отпадала всякая необходимость в воровстве, в семье должен быть комфортный психологический климат и действия, направленные на профилактику такого поведения:

  • Самая простая мера состоит в том, чтобы его не провоцировать (хранить деньги и ценные вещи в недоступном для ребенка месте).
  • Также эффективным способом является выделение ребенку карманных денег. Собственные деньги воспринимаются детьми с большей ответственностью. Как правило, уже  7-милетние дети распоряжаются деньгами очень разумно.
  • Доверительная беседа – лучшая профилактика возможных сложностей. Следует обсуждать проблемы ребенка. Особенно хорошо, если ребенок поделится своими переживаниями и чувствами.
  • Интересуйтесь жизнью ребенка и направляйте его активность в нужное русло. Выясните, что его интересует. И у него не будет необходимости привлекать к себе внимание. Человек, жизнь которого наполнена интересными для него занятиями, чувствует себя более счастливым и нужным.
  • Учите ребенка нести ответственность за кого-то или что-то в семье (за младшего брата, домашнее животное уборку игрушек, поливку цветов). Самое главное - ребенок должен знать, что он может рассчитывать на внимание и понимание со стороны своих близких, их сочувствие и помощь.

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
   
  Поиск  
  Календарь  
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
  Полезные ссылки  
  • Министерство просвещения России
  • Администрация Кемеровской области
  • Министкрство образования Кузбасса
  • Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка
  • Единый портал госуслуг
  • Электронная запись в детский сад
  • Родительский университет
  •   Статистика  

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
      Форма входа