В этом возрасте накапливается определенный словарный запас, содержащий все части речи, где самое большое количество представляют существительные и глаголы, обозначающие предметы ближайшего окружения и их действия, постепенно появляются прилагательные, наречия. Количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 1900. совершенствуется словопроизношение. Начинает формироваться обобщающая функция слов. Дети овладевают грамматическими формами (множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных, изменение основы глагола и т.д.). Дети осваивают навыки разговорной речи, выражая свои мысли предложениями, как простыми, так и сложными, им доступна простая форма диалогической речи, но чаще эта речь ситуативна. К четырем годам при нормальных условиях развития ребенок осваивает звуковую систему языка: произносит многие звуки, слова, его речь становиться понятна окружающим.
Наблюдаются следующие особенности произношения:
-
Согласные звуки произносятся смягченно (зюк – жук, сярик – шарик);
-
Свистящие звуки «С» «З» «Ц» произносятся недостаточно четко, часто вообще не произносятся («абака – собака»), заменяются: «С-Ф» (фабака – сабака), «З-В» (ваяц – заяц), «Ц – Ф», «С – Т», «Ц – Т», «З – Д»;
-
Шипящие звуки «Ш» «Ж» «Ч» «Щ» произносятся недостаточно четко, часто заменяются свистящими звуками: САПКА, ЗУК, СЕТКА;
-
Сонорные звуки «Л» «Р» пропускаются или заменяются на другие: ЯМПА – ЛАМПА, ЛЫБА – РЫБА, ЮКИ – БРЮКИ;
Имеются особенности и в словопроизношении (слоговая структура слова), к которым относятся:
-
Сокращение (тул – стул, весипед - велосипед);
-
Перестановки слогов местами ( шапля – шляпа, корвик - коврик);
-
Уподобление одного звука другим (бабака – собака);
-
Слияние («Мафеда» вместо Мария Федоровна);
-
Добавление (реблята - ребята);
|