|
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми в МДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад № 224»
Известно, что здоровье человека определяется
многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как
состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с
физическим, психическим и социальным благополучием человека. Высокая
заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная
ситуация и другие неблагоприятные факторы требуют выработки определённой комплексной
системы в работе по оздоровлению детей.
Поэтому так важно создание в ДОУ
всех необходимых санитарно-гигиенических и психолого-педагогических условий,
так как только здоровый ребенок может усваивать все то, чему его учат,
справляться с предъявленными требованиями, быть активным, работоспособным и
нормально развиваться. Для осуществления задач по максимальному оздоровлению
детей в ДОУ осуществляется разноплановая работа по физическому воспитанию. В
основе укрепления здоровья и формирования предпосылок здорового образа жизни
лежат задачи, которые включают в себя:
- организацию рационального режима дня,
- обеспечение необходимой продолжительностью сна в соответствии с возрастными потребностями;
- создание условий для оптимального двигательного режима;
- осуществление оздоровительных и закаливающих мероприятий;
- полноценное питание;
- обеспечение благоприятной гигиенической обстановки;
- создание атмосферы психологического комфорта.
Исходя из поставленных задач, составлен перспективный план развития ДОУ по совершенствованию системы физического воспитания и оздоровления детей. В нем отражена предстоящая деятельность с педагогическими работниками, детьми и родителями. Важным условием успешного физического развития и оздоровления детей является диагностическая работа фельдшера, старшей медсестры, инструктора по ФК. Они определяют исходные функциональные показатели здоровья ребенка и уровень его физической подготовленности. Полученные первичные результаты являются отсчетом для прогнозирования особенностей развития ребенка, подбора оптимального содержания обучения и воспитания, учитывая индивидуальные особенности детей. Все эти данные записываются в индивидуальную карту ребенка.
В своей деятельности мы ориентировались на требования государственных стандартов по обучению и воспитанию детей. Уходя от традиционной системы воспитания, мы ищем новые формы образовательного процесса. В ДОУ создали хорошо оснащенный спортивный зал с физкультурным оборудованием и инвентарем. В группах с учетом возрастных особенностей оборудованы "Уголки здоровья". На территории детского сада имеются: спортивная площадка, "тропа здоровья".
Для проведения спортивных и подвижных игр, оздоровительного бега приспособлены тротуары вокруг ДОУ и свободные места. На групповых площадках нарисованы разнообразные "классики", "следы", "финиш", "старт", указатели направлений.
С учетом научной методики оздоровления и внедрения современных технологий разработан рациональный режим дня, в равной мере стабильный и одновременно гибкий, динамичный для детей. Он предусматривал их разнообразную деятельность в течение дня с учетом состояния здоровья и возраста при неизменности времени основных компонентов режима.
Ежедневно во всех группах проводятся разные формы физического воспитания детей: утренняя гимнастика в спортивном, музыкальном залах или на улице, подвижные и спортивные игры в течение всего дня, занятия физкультурой, закаливание, оздоровительный бег, дыхательные и другие корригирующие упражнения. Кроме того, устраиваются дни здоровья, зимние и летние спартакиады. В то же время воспитатели постоянно обеспечивают своевременную смену видов деятельности и не допускают переутомления у детей, одновременно обеспечивая их высокий уровень двигательной активности в течение дня.
Особое внимание в режиме дня детского сада уделяется закаливанию организма ребенка. Как известно, оно способствует укреплению его здоровья и снижению заболеваемости, созданию условий и привычек здорового образа жизни. Закаливание осуществляется при соблюдении необходимых гигиенических условий и требований: свежий воздух, соответствующая температура воздуха в помещении и вне его и качество одежды. При проведении закаливания строго соблюдались следующие условия для ребёнка: он должен быть здоров в данный момент;находиться в комфортном состоянии. Воспитатель организовывает проведение закаливания так, чтобы он видел и чувствовал состояние каждого ребенка, умел создать благоприятный психологический микроклимат. Нами используется щадящий метод закаливания: босохождение по массажным коврикам, ребристой доске, расположенными в разных местах группы. В результате проводимой работы у детей происходит не только закаливание кожи стоп к влиянию пониженных температур, но и осуществляется массаж стопы. А он стимулирует биологически активные точки, улучшая адаптацию и повышая устойчивость всего организма.
В летний период босохождение используется во время прогулок в отведенных местах на детских площадках при соблюдении температурного и временного режима соответственно возрасту. После сна под руководством воспитателя дети в постели выполняют дыхательную гимнастику в игровой форме, а в осенне-весенний период - точечный массаж под руководством воспитателя и старшей медсестры. Важным закаливающим средством являются прогулки. Они проходят с оптимальным двигательным режимом общей продолжительностью в течение дня не менее 4 часов, с обязательным использованием подвижных игр, упражнений циклического характера (прыжки, бег, пробежки с предметами и другое). Особое значение в воспитании ребенка придается развитию движений на занятиях по физкультуре.
Исходя из возраста, времени года, места проведения (помещение, улица) нами используются разные варианты по физической культуре: по традиционной схеме; состоящие из подбора подвижных игр разной интенсивности; занятия - тренировки основных движений; занятия - соревнования; ритмическая гимнастика - занятия и др.
Кроме занятий по физической культуре с детьми в ДОУ проводятся занятия по валеологии. На этих занятиях педагоги дают детям представление о строении собственного тела, назначении органов, что полезно и вредно для организма, прививают элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. Все это оказывает большую роль в воспитании у ребенка потребности в здоровом образе жизни, в умении управлять своим поведением и эмоциями, регулировать свою активность. Знание воспитателями, детьми основ валеологии, гигиены и элементов медицины способствуют повышению эффективности занятий, проводимых в ДОУ и семье, физкультурно-оздоровительных мероприятий и исключают физические и психические перегрузки и переутомление у детей.
Для дошкольников, имеющих различные отклонения в здоровье и физическом развитии, созданы условия для оздоровления с учетом профиля заболевания. Так для детей с заболеванием плоскостопия, нарушением осанки организованы занятие ЛФК, лечебный и оздоровительный массаж. Эти дополнительные занятия проходят под постоянным контролем старшей медсестры и физинструктора.
Во время вспышки ОРВИ и гриппа используется аэрофитотерапия: пары пихтового масла, чеснок, лук. Они помогают очищать воздух и убивать микробы, вирусы.
В общей системе оздоровления особое внимание уделяли охране психического здоровья детей. В ДОУ созданы все условия для психологического комфорта и полноценного развития психических процессов у дошкольников. Психолог, педагоги и весь коллектив в целом, так организуют деятельность детей и создают такую гамму положительных чувств и эмоций (упражнения на релаксацию в музыкальном сопровождении), которые дают возможность положительно влиять на эмоциональный фон детей и их психическое здоровье.
В результате проведенной оздоровительной работы отмечено снижение в течение года процента часто болеющих детей, уменьшение общего количества заболеваний, пропуска по болезни детей, улучшение в целом эмоционально-психологической ситуации у детей.
Специалистами ДОУ разработаны консультации и памятки для педагогов и родителей по физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками: "Фитотерапия в детском саду и дома”;"Нетрадиционные методы закаливания детского организма”;"Использование современного физкультурного оборудования (фитоболы, батуты, сухие бассейны, тренажеры и др.) в физическом развитии детей”;"Гигиенический уход за ребенком-дошкольником”;"Как правильно организовать занятия с физическими упражнениями дома”;"Дыхательная гимнастика для детей”. Таким образом, применение комплексной системы воспитательно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении дает возможность при благоприятной работе персонала совместно с родителями и, опираясь на современные педагогические технологии успешно решать задачи по формированию, укреплению и сохранению здоровья детей - будущего здоровья нации.
|
Категория: Методическая копилка | Добавил: crr-224 (23.11.2010)
|
Просмотров: 6794
| Рейтинг: 5.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
|
Статистика |
|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|